ТУРБОКОМПРЕССОРЫ DAF
Если что-то случилось с турбокомпрессором вашего автомобиля, это выражается в следующих симптомах: повышенный расход топлива, потеря мощности, чрезмерная дымность, посторонний шум. Его ремонт или замена имеет ряд важных особенностей!
Рассмотрим случаи замены турбины на примере а/м DAF XF105.
Заменяя турбокомпрессор очень важно определить ПРИЧИНУ ПОЛОМКИ! Если не выявить и не устранить истинную причину, приведшую к неисправности агрегата, вы рискуете «попасть» на повторный ремонт, а это немалые деньги, не говоря уже о потере времени, сорванных рейсах и измотанных нервах. К тому же, поломка турбины и утечка масла негативно сказываются на ресурсе самого двигателя. На автомобилях DAF XF105, например, не редки случаи загибания шатуна 6-го цилиндра, вследствие попадания масла в цилиндры (гидроудара).
Наиболее распространенные ПРИЧИНЫ поломки турбокомпрессора:
- естественный износ. Как правило, на DAF XF105 турбокомпрессоры выхаживают около 1 000 000км, при соблюдении рекомендаций изготовителя по обслуживанию и эксплуатации автомобиля. Но бывают и случаи ранних поломок, не связанных с обслуживанием или неправильной эксплуатацией, например, на а/м с двигателями MX мощностью 460 и 510 л.с. при поломке турбокомпрессора, рекомендуется устанавливать новую турбину с титановой крыльчаткой (с завода на а/м 510 л.с. начиная с середины сентября 2012 г. с VIN: 0E964685 устанавливают именно их). В турбинах с никелевым напылением крыльчатки могут возникнуть низкоцикловые усталостные повреждения (НУП), которые приводят к ее разрушению.
- низкое качество моторного масла или несоблюдение интервалов обслуживания. На автомобилях DAF XF105 рекомендованный интервал обслуживания в России 50 000км., при использовании качественного топлива стандарта EURO V. При использовании топлива низкого качества, межсервисные интервалы должны сокращаться!
- эксплуатация автомобиля с засоренным воздушным фильтром вызывает утечки масла на компрессоре. На автомобилях DAF XF105 рекомендуется замена воздушного фильтра каждое ТО, а при эксплуатации в запыленных условиях (карьеры, стройплощадки и т.д.) - чаще. Кстати, если автомобиль изначально был запланирован на эксплуатацию в таких условиях, то с завода на воздухозаборник устанавливался предварительный циклонный фильтр, который значительно продлевал ресурс воздушного фильтра. К сожалению, по нашему опыту, автомобилей с циклонными предварительными фильтрами в России немного.
- неисправная топливная система, приводит к ускоренному старению моторного масла, чрезмерной температуре выхлопа и скоплению сажи. На автомобилях DAF XF105 рекомендуется использовать дизельное топливо стандарта EURO V, заменять топливные фильтры грубой и тонкой очистки при каждом ТО.
- регулярный горячий останов двигателя. После поездки не рекомендуется сразу глушить двигатель, необходимо дать ему поработать на холостых оборотах 2-3 минуты, чтобы турбокомпрессор остыл, в противном случае есть опасность коксования масла в подшипниках скольжения, повреждения уплотнительных колец и канавок вала.
- износ цилиндро-поршневой группы и/или головки блока цилиндров. Приводит к большому количеству картерных газов, быстрому окислению моторного масла и затрудняет слив масла турбокомпрессора, что влечет за собой его ускоренный износ и утечки масла на впуске. Двигатели МХ, устанавливаемые на DAF XF105, имеют заявленный заводом ресурс 1 500 000км, хотя у первых автомобилей, выпущенных до 2009 г. высокий «жор» масла двигателем иногда появлялся уже при пробеге 200-300 тыс. км. Большинство таких автомобилей было отремонтировано по продленной заводской гарантии, для чего даже были выпущены специальные комплекты для ремонта.
При установке нового турбокомпрессора необходимо обязательно соблюдать технологию, руководствоваться последними рекомендациями завода-изготовителя и использовать Технологическую карту см. файл. Однако, несложно запомнить простые ОБЩИЕ ПРАВИЛА, применимые для всех марок и моделей автомобилей: вместе с новой турбиной в обязательном порядке надо заменить моторное масло и воздушный фильтр.